Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Елена ТИЩЕНКО, советник начальника ГП «Одесский морской торговый порт» по внешнеэкономической деятельности

Рынок круизного туризма в черноморском регионе развивается и все мы являемся тому свидетелями. К сожалению, как и в каждой отрасли, в круизном туризме существуют различные проблемы, из-за которых рынок этих услуг развивается не так быстро, как хотелось бы участникам круизного бизнеса.
Мы привыкли озвучивать такие проблемы, как отсутствие должной инфраструктуры, квалифицированных гидов и современного автотранспорта. О них много говорится в круизно-туристической среде, в том числе как в выступлениях делегатов конференции Black Sea Cruises 2012, так и в ее кулуарах. Однако в этой публикации я хотела бы коснуться скрытых проблем, которые, не сомневаюсь, волнуют
туроператоров не меньше, чем инфраструктурные вопросы. К сожалению, с течением времени и развитием рынка круизных услуг эти проблемы не только не исчезли, а усугубились, а значит, их негативное влияние на развитие черноморского туристического продукта становится все более существенным. С моей точки зрения, три основные «внутренние» проблемы рынка круизного туризма в Черноморском регионе выглядит следующим образом:
1. Демпинг.
2. Налогообложение.
3. Страхование.
На первый взгляд, между ними нет ничего общего. Демпинг – проблема местная, проблема конкуренции и квалификации туроператоров. Налогообложение – проблема государственная, и решить ее положительно для такого небольшого сектора экономики, как экспорт туристических услуг, наверное, будет нелегко, поскольку у государства сегодня есть проблемы и поважнее. И, наконец, страхование, точнее, колоссальные суммы, запрашиваемые круизными линиями, вопрос порядочности круизных линий. Попробую охарактеризовать каждую из них.

Демпинг: уничтожает турпродукт, а не конкурентов
Прежде всего, это проблема демпинга цен среди туроператоров, как способ достижения конкурентного преимущества. Хочу оговориться, что в качестве примера я буду брать страны Северного Причерноморья, прежде всего Украину.
Демпинг – это самый примитивный вид завоевания конкурентного преимущества. Тем не менее, он существовали будет существовать всегда, но у нас такая конкуренция принимает угрожающие размеры. Среди туроператоров, работающих в украинских портах, практикуется два вида демпинга:
1. Тот самый примитивный, когда туроператоры продают одинаковый продукт, нацелены на один и тот же сегмент рынка, но при этом развиваться они не хотят или не могут. Все, что им остается – это снижать цены, пока один из них не выдержит и не уйдет с рынка.
2. Но есть и еще одна разновидность, которую используют крупные, богатые компании для устранения конкурентов.
Такой вид «оправдывает» себя в том случае, если цены на все туры снижаются одновременно, конкуренция исчезает. Затем монополист начинает цены поднимать, потому что если продолжать работать на таком низком уровне в течение нескольких лет, неминуемо начнет страдать качество.
Что же происходит у нас? Первый вид демпинга потихоньку продолжается, но туроператоры первого вида стоят перед дилеммой: они хотят, с одной стороны, избавиться от конкурентов, с другой – хотят и сами заработать. Поэтому, на мой взгляд, таким демпингом они в первую очередь вредят сами себе. Демпинг с целью захвата рынка тоже не был проведен правильно в свое время. Туроператоры не сдаются, в результате на грани уничтожения оказались не они, а туристический продукт. Для круизных компаний демпинговая война подходит, поскольку позволяет зарабатывать большие деньги, но все же обратить на нее внимание следует, потому что если она будет прогрессировать, то во вторую очередь начнет страдать качество туристического продукта. Ситуация на сегодняшний день близка к критической, но не безысходная.
Но ведь есть и другой, более цивилизованный путь в конкурентной борьбе. А именно, создание нишевого продукта. Специализация в новом тысячелетии является одним из самых эффективных маркетинговых инструментов, защищающих от конкуренции. Можно, к примеру, попробовать создать новый продукт по новой цене. Так, в 1998 году фирма, которую я возглавляла, вышла на рынок с экскурсиями, ставшими теперь классическими, среди которых «Романовы в Крыму» (Ялта), «Оборона Севастополя» (Севастополь), «Еврейское наследие Одессы».
Кроме ухудшения качества турпродукта, проблема демпинга мешает появлению новых туроператоров, для которых береговое обслуживание сегодня просто невыгодно.

Налогово-посредническая удавка
С точки зрения финансовой отчетности и налогообложения, туроператоры, занимающиеся экскурсионным обслуживанием иностранных круизных судов, находятся между двух огней: это, с одной стороны, экспорт услуг и возврат НДС, сумма которого для туроператора весьма существенна. С другой стороны – это взаимодействие с плательщиками единого налога, каковыми являются практически все субподрядчики. Единая ставка налога, с одной стороны, облегчает финансовое давление на предпринимателя, с другой – не дает туроператорам развиваться и работать на рынках других государств. Ведь налог нужно платить с суммы, поступившей на счет, что фактически уничтожает комиссионные туроператора. Такая ситуация не только мешает появлению новых туроператоров, но и существующих заставляет пользоваться услугами иностранных посредников. А те бывают разные. Одни просто берут за свои услуги и предостав-
ление счета комиссию, другие диктуют условия на рынке. И тех и других развитие домашнего черноморского продукта если и интересует, то далеко не в первую очередь. Больше того, существуют серьезные коммуникационные проблемы. Через посредника крайне тяжело «пробить» новую экскурсию, потому что они просто не хотят создавать себе дополнительную работу по продвижению незнакомого им продукта. Я уверена, что все туроператоры предпочли бы самостоятельное существование, поскольку все они являются патриотами своего города, своей страны, иначе они не были бы в этом бизнесе. Однако работать по-другому пока не получается.

Что страхуем?
И, наконец, проблема, вынуждающая одних туроператоров покидать рынок, а других искать партнеров за границей, это страховка, которой круизные линии, возможно, сами того не желая, практически шантажируют туроператоров. Законодательством Украины предусмотрено
страхование туроператоров, без которого они не могут получить лицензию. Это сумма в 20 000 Евро, замороженная в банке в течение всего срока действия туроператорской лицензии. Автотранспортные предприятия также имеют страховки. Стандартная сумма страховки составляет 1 миллион долларов за страховой случай, а некоторые круизные компании требуют и 5 миллионов долларов. Однако страховой случай в этом виде туризма определить практически невозможно! Таким образом, круизные линии просто пытаются переложить ответственность на оператора. Это еще одна причина, по которой местные туроператоры вынуждены искать партнеров за рубежом.
Перечисленные вначале скрытые проблемы, генерируемые различными источниками, не дают развиваться местным туроператорам, и, соответственно, домашнему туристическому продукту. Все, кто имеет отношение к приему туристов, знают, насколько важно иметь местного гида. Только человек, любящий свой город и свою страну, может сделать пребывание туриста на экскурсии незабываемым. Точно так же никакой иностранный туроператор или посредник не сможет хорошо продать туристический продукт страны, которая его не очень интересует.
Получается, что уникальный туристический продукт, которым обладает Черное море, фактически убивают стороны, которые должны быть в первую очереди заинтересованы в его развитии: это сами туроператоры, государство и круизные компании.
К сожалению, вопросы, поднятые мною сегодня, в большинстве своем являются риторическими. Тем не менее, я надеюсь, что мы над ними хотя бы задумаемся, а потом, возможно, начнем и решать.

назад >>>