Несмотря на развитие интернет-коммуникаций и совершенность средств связи, личное впечатление от зарубежной поездки сложно чем-то заменить. Организация виртуальных выставок, skype-конференций и прямых трансляций с симпозиумов позволяют получить всю необходимую информацию, не выходя из офиса или дома. Но бизнес-туристы, не отрицая полезность вышеперечисленного, продолжают приобретать авиабилеты и бронировать отели в другой стране. и хотя в последнее время мировой рынок делового туризма демонстрирует незначительное падение, его перспективы рано сводить к нулю Куда едут бизнес-туристы Под деловым туризмом принято подразумевать поездки (например, командировки, стажировки и т.п.) сотрудников компаний (организаций) с деловыми целями, либо организацию корпоративных мероприятий. Как правило, словосочетание «деловой туризм» предпочитают заменять английской аббревиатурой MICE (Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions). По оценкам экспертов отрасли, четверть всех путешествий — это деловые поездки. Наибольшую долю в сегменте бизнес-поездок занимают ин-сентив-туры, призванные повышать мотивацию сотрудников — порядка 73% от общего числа служебных поездок. Еще 16 % — это командировки, связанные с посещение семинаров и конференций. Оставшаяся часть приходится на организацию ярмарок, выставок и презентаций. Считается, что затраты бизнесменов при этом в три раза больше расходов обычных туристов. Следовательно, страны, которые посещают предприниматели, получают от таких туров немалые доходы. Как правило, наиболее развитые бизнес-направления приходятся на страны с высокой деловой активностью. Среди них — США, Китай, Япония, Великобритания, Германия и Чехия. Последнее государство следует особо отметить, так как оно сумело извлечь максимум выгод от бизнес-туризма, подняв его на достойный уровень. Украинские реалии Начнем с того, что туристическая инфраструктура в Украине хоть и немного улучшилась благодаря Евро-2012, но все равно оставляет желать лучшего. Особенно — индустрия делового туризма. Так, согласно данным международного сервиса бронирования отелей Booking.com, в столице Украины — Киеве — и в радиусе 50 км от нее насчитывается 263 отеля и только 42 (около 16 %) из них отвечают статусу «деловая поездка» — имеется в наличии конференц — или банкетный зал. Сразу скажу — цифры выглядят весьма скромно. К примеру, в Праге — столице Чехии — имеется 697 отелей, из которых 152 (около 21 %) отвечают требованиям бизнес-туризма. Видно, что и абсолютные и относительные показатели там существенно выше, чем в главном городе Украины. В крупных областных центрах ситуация выглядит еще плачевнее. Так в Донецке имеется всего 39 отелей, из которых 8 будут интересны бизнес-туристам, в Харькове из 65 гостиниц 15 отвечают деловым требованиям, в Одессе из 153 отелей только 11 «деловые», а во Львове эти цифры составляют 117 и 10 соответственно. Таким образом, видим, что инфраструктура делового гостеприимства в нашей стране оставляет желать лучшего. Да и экономическая активность страны тоже не способствует развитию делового туризма в Украине, что и подтверждается данными государственного комитета статистики. Так, в течение последних лет в Украине на фоне постоянного роста количества туристов, наблюдается стабильное снижение доли служебных поездок. В 2009 году к нам прибыло 741,8 тыс. бизнес-туристов (3,57 % от общего числа туристов), в 2010 — 694,5 тыс. (3,28 %), а в 2011 их число еще сократилось до 644,9 тыс. (3,01 %). Обратите внимание — снижаются не только абсолютные числа, но и процентная доля от общего числа туристов. Все это косвенно говорит о снижении деловой активности в нашей стране и потери бизнес-привлекательности Украины у зарубежных предпринимателей. Весьма интересно посмотреть на страны, откуда к нам прибывают бизнес-туристы. Так, главным «поставщиком» служебных гостей является Российская Федерация. В 2009 году в Украину прибыло 237,9 тыс. бизнес-туристов из РФ, в 2010 их число сократилось до 165,3 тыс., а в 2011 — незначительно выросло до 167,1 тыс. человек. Примечательно, что эти цифры наглядно демонстрируют охлаждение деловых отношений между странами, которое началось в 2010 году из-за цен на поставляемый газ. На втором месте расположилась Республика Польша, с 96.3 тыс. туристов за 2011 год. При этом количество польских туристов тоже уменьшилось за последние два года: в 2009 году их насчитывалось 112 тыс., а в 2010 — 109,9 тыс. бизнес-туристов. Замыкает тройку лидеров Республика Молдова с практически стабильным турпотоком: в 2009 году —71,9 тыс. человек, в 2010 — 72,2 тыс., а в 2011 — 70.4 тыс. Резюмируя все эти данные, можно уверенно сказать — перспективы делового туризма в Украине пока еще очень и очень туманны. И хотя каждый здравомыслящий человек понимает, что такой вид туризма не только популярен, но и выгоден, практических шагов к его развитию в нашей стране еще не видно. назад >>>
|