Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Список Всемирного наследия ЮНЕСКО – это авторитетный перечень самого лучшего и значимого в мировом масштабе из того, что создало человечество или природа. В списке представлены места и достопримечательности, которые расположены в разных уголках земли и обладают особой исторической, культурной или природной значимостью и общечеловеческой ценностью. Обновленный в 2011 году, список насчитывает сегодня 936 достопримечательностей, из которых 725 являются культурными, 183 природными, а 28 сочетают в себе как культурные так и природные характеристики. Все эти уникальные объекты, несмотря на то, что находятся на территории разных государств, считаются мировым достоянием, ответственность за их сохранность возлагается на все мировое сообщество, ведь перефразируя эпиграф к Хемингуэевскому «По ком звонит колокол», исчезновение объекта мирового наследия умаляет человечество в целом.

ИТАЛИЯ – ЛИДЕР В СПИСКЕ
Счастливой обладательницей наибольшего количества объектов из этого списка является Италия (47) , за которой следует Испания (43) и Китай (41).
Среди наиболее посещаемых итальянских достопримечательностей – Ватикан, исторический центр Рима, Флоренции , Сиены и Неаполя, тосканский Сан Джи-миньяно с его прекрасно сохранившимися 14 средневековыми сторожевыми башнями и мало изменившимся со времен средневековья живописным историческим центром, дохристианские Помпеи и Эркулянум, церковь и доминиканский конвент “Santa Maria delle Grazie” с «Тайной Вечерей» Леонардо Да Винчи в Милане, Равенна с ее раннехристианскими архитектурными памятниками и мозаиками, Венеция и Венецианская Лагуна, Верона, базилика Св. Франциска Ассизского.
Менее известны Сасси Матеры – высеченные в скалах кварталы старого города, этрусские некрополи в Черве-тери и Тарквинии, археологические раскопки в Агридженто, необычной формы каменные жилища «трулли» в апулийском Альберобелло.
В итальянском списке объектов Всемирного наследия Юнеско числятся и не успевшие покрыться паутиной времени места, как например фабричный поселок XIX века в Креспи-д’Адда (Сrespi d’Adda) в Ломбардии на севере Италии. Этот любопытный памятник индустриальной архитектуры своей эпохи прекрасно сохранился и частично используется даже в наши дни.

ТИВОЛИ
Если непопадание Матеры, Агридженто и Альберо-белло в поле зрения среднестатистического путешественника можно частично объяснить их удаленностью от основных крупнейших аэропортов, необходимостью совершать дополнительные переезды, Креспи-д’Адда – слишком профильным, индустриальным характером, то отсутствие массового туризма в Тиволи в 25 км от Рима можно объяснить лишь только засильем Вечного города в искусствоведческих и исторических монографиях и умах путешественников.
Впрочем, тот, кто хотя бы однажды побывал в Тиволи, резонно заметит, что вопреки пословице, что все дороги ведут в Рим, далеко не все из них там заканчиваются. Об этом хорошо знала европейская аристократия, которая совершала в 18 веке большое культурное турне, так называемый Grand Tour. Отдав должное Риму, представители лучших европейских домов отправлялись в Тиволи, в котором долго любовались красотами города. И это не удивительно: сегодня две виллы Тиволи – вилла Адриана и вилла д‘Эсте – внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Посетителю города виллы открываются в том же хронологическом порядке, в котором они были созданы: в нижней части города – вилла Адриана (II век н.э.), в старом городе на возвышенности – вилла д‘Эсте (XVI век).
В отличие от неугомонного, клокочущего Рима с его туристическими ордами, в Тиволи, несмотря на его посещаемость, царит атмосфера камерности. Огромная площадь виллы Адриана (около 120 гектаров), создает у посетителя иллюзию того, что он один из немногих, удостоившихся чести ступить в Адриановы владения. На Вилле д‘Эсте всегда многолюдней, но ее террасированные многоуровневые аллеи с фонтанами помогают избежать эффекта толпы.

ВИЛЛА АДРИАНА
За много веков до того, как Тиволи облюбовали жадные до впечатлений участники Большого Турне, городок приглянулся и императору Адриану (76 -138 г. н.э.).
В силу особенностей характера, не любивший Рим император решил обустроить свою резиденцию в Тиво-ли, где так удачно сочетались множественные факторы, определившие его выбор в пользу этого места: огромные запасы местного строительного камня травертина позволяли замахнуться на неслыханно-смелый архитектурный проект, по судоходной реке Аньене, притоку Тибра, можно было за кратчайшее время добраться в Рим. И, кроме того, водные ресурсы реки были очень кстати для водоснабжения бесчисленных фонтанов, нимфеев, прудов и Терм на территории виллы. Сероводородные источники для купаний в окрестностях Тиволи привлекали Адриана, известного воина, атлета, охотника, наездника, исповедовавшего культ здорового сильного тела, не раз сослужившего ему хорошую службу во время продолжительных путешествий по бесчисленным провинциям империи. А женственно-мягкая красота округлых холмов с серебрящимися на них оливковыми деревьями и нежащимися на солнце сладкими смоквами услаждала взор Адриана-эстета, поэта и философа.
Потребовалось почти 16 лет для создания Виллы, которая, в сущности, была полноценным, самодостаточным городом, отражавшим статус, мировоззрение, интересы, характер, вкусы и предпочтения ее хозяина. Здесь и крошечная Островная Вилла Адриана, окруженная обводным каналом с подъемными мостиками, в водах которого любил охладить разгоряченное Термами тело император.
Зал философов с пустующими нишами, которые при жизни Адриана украшали статуи столь любимых им греческих философов.
Terme con Heliocaminus или Солнечные Бани Адриана, обращенные на юго-восток согласно предписаниям Витрувия с тем, чтобы максимально использовать тепло солнечных лучей.
Большие и Малые Термы, Зал с тремя Экседрами для официальных приемов, Стадион, Золотая площадь, храм Венеры, Греческий театр, Оспиталия (античный прообраз нынешних гостиниц), Каноп, воссоздающий египетский канал, в водах которого утонул любимец Адриана, божественно-красивый юноша Антиной, Сто Комнатушек для многочисленной челяди, которая денно и нощно обслуживала Виллу и разветвленная сеть подземных дорог, по которым она перемещалась на повозках и пешком, не тревожа взора и слуха императора.
И хотя от былого великолепия виллы, изобилия редких пород мрамора, изысканных цветных и монохромных мозаик, статуй, утвари из драгоценных металлов, которые на протяжении веков охотники за сокровищами методично растаскивали из Тиволи, практически ничего не осталось, ее каменные нагие остовы по-прежнему полны горделивого достоинства. Поднимаясь к вилле, можно заглянуть в крошечный домик с правой стороны у высокой 9-ти метровой стены Печиле, которая при жизни Адриана являлась частью крытого портика, предназначенного для послеобеденных прогулок императора. В нем представлен макет Виллы Адриана – красноречивый свидетель созидательного гения императора. Завершив прогулку на Вилле в этом домике непременно нужно остановиться еще раз с тем, чтобы соотнести увиденное с макетом и еще раз благоговейно замереть в восхищении перед Адриановым детищем.

ВИЛЛА Д’ЭСТЕ
История кардинала Ипполита д’Эсте, сына Лукреции Борджиа – удачный пример того, как горечь поражения трансформируется в сладостный триумф победы, которой, к тому же, суждено было остаться в веках.
Чаяние всей жизни Ипполита д’Эсте – папская тиара, досталась Юлию III, который предложил ему в утешение пост губернатора Тиволи. Невзирая на бунтарский нрав жителей города и то, что резиденция губернатора располагалась в здании бывшего бенедиктинского монастыря, аскетизм которого был чужд привыкшему к роскоши Ипполиту д’Эсте, он принял это назначение.
Утонченный эстет, ценитель красоты и искусства кардинал д’Эсте знал об археологических раскопках, которые велись на Вилле Адрина в Тиволи. Соблазн участвовать в них был столь велик, что он был готов на время примириться с незатейливыми условиями доставшейся ему резиденции, которую намеревался превратить в достойную его Виллу, будоражащую умы современников и потомков.
Архитектором зеленой жемчужины Тиволи, как часто называют виллу д’Эcте, стал Пирро Лигорио, принимавший непосредственное участие в раскопках на Вилле Адриана. Здесь он почерпнул немало идей для обустройства Виллы д’Эсте, на которой «осели» и многочисленные археологические находки с виллы Адриана.
Ипполит д’Эсте разбил свою Виллу – прообраз Петергофа и Версаля – на склонах Отрадной долины (Valle Gaudente), примыкающей к губернаторской резиденции. При жизни кардинала вход на Виллу находился внизу в долине; ошеломленные посетители могли сразу окинуть взглядом многочисленные фонтаны, разбитые на террасированных склонах Отрадной долины в отличие от посетителей нынешних, которые попадают на виллу через Палаццо Ипполита (та самая губернаторская резиденция), и постигают ее очарование постепенно, ярус за ярусом спускаясь все ниже и ниже, приближаясь к первоначальному входу на Виллу: Овальный фонтан, символизирующий Тиволи, Ля Рометта, фонтан Совы, фонтан Нептуна, Рыбные Пруды, поющий фонтан «Органа» (часы пения «органа» можно узнать покупая входной билет на Виллу в кассе). Оглушающий шум воды или ее мягкое тихое журчанье, периодически раздающиеся торжественные ноты органа сливаются с многоголосьем посетителей, которые зависнув на смотровой площадке, любуются кипарисовой ротондой или покрытыми изумрудным мхом драконами. Изящные апельсиновые деревья стройнят пейзаж, безмолвствуют каменные маски Аллеи Ста Фонтанов, в водных струях играют отблески щедрых солнечных лучей.... И порой кажется, что явится сейчас сам хозяин со свитой, тихонько вздохнет (эх, вожделенная папская тиара), а затем, любуясь своей Виллой, скажет: «А ведь все-таки удалась»!

Ирина БУДЗИВУЛА

назад >>>