Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

 

Готово ли украинское небо стать «открытым»?


Готово ли украинское небо стать «открытым»?
Часть 1.

Долгожданное «открытое небо»
Во второй половине апреля глава Мининфраструктуры Максим Бурбак сделал очень интересное заявление. В интервью интернет СМИ он высказал мнение, что монополии в авиации исчезнут сами собой после того, как на украинский рынок придут европейские лоукосты. По словам Бурбака, главным условием этого является подписание соглашения о совместном авиационном пространстве с ЕС.
«Вот все говорят о монополии. Но подпишем соглашение о совместном авиационном пространстве с ЕС, зайдут на рынок лоукосты – и никаких монополий не будет. Максимум, что останется (есть в мире такая практика) – некоторая поддержка отечественного авиаперевозчика», – считает Министр.
И действительно, полномасштабное подписание соглашения запланировано на 5 июня 2014 года. И тогда все украинские авиакомпании, начиная с летнего сезона навигации 2015 года (с последнего воскресенья марта), смогут выполнять прямые полеты в пункты ЕС из любого украинского города, а европейские авиаперевозчики будут иметь такие же права по осуществлению рейсов в аэропорты Украины.
Однако, на самом деле до окончательного подписания Украине нужно пройти еще некий путь. Чтобы Соглашение заработало Киеву необходимо согласовать и имплементировать свыше 100 нормативных актов. Дело в том, что документ предусматривает не только допуск перевозчиков из Европы на отечественный рынок, но и сертификацию авиапромышленности. А это значит, что документ затрагивает более широкие сферы, чем вопрос полетов. Фактически речь идет о гармонизации украинского законодательства с европейским.

Состояние с авиаперевозками в Украине
Надо отметить, что І квартал текущего года пришелся на период времени, когда политическое противостояние в активной фазе было локализовано правительственным кварталом Киева. И хотя отечественный туризм уже тогда начал нести потери, но все же ситуация была относительно стабильной. Это было время, внутренний туризм еще бронировал отели в Крыму на майские и начало летнего периода.
Посему в I квартале текущего года услугами украинских авиакомпаний воспользовались 1 млн. 383,9 тис. чел. Это на 25,2% больше чем за соответствующий период 2013 года. Активность в украинском небе характеризовалась и тем, что продолжалась мягкая борьба за наследство прекратившей в начале прошлого года полетов авиакомпании «АэроСвитом» (помнится, эксперты писали о дележе авианаследства украинской компании, в который включились и российские авиаперевозчики).
В настоящее время же, через нестабильную ситуацию в стране, снижается спрос на авиаперевозку. Если в январе-феврале рост объемов пассажирских перевозок составлял 37,4%, то в марте – лишь 3,5%. При этом сократились по большей части внутренние перевозки – на 17,8%, а международные выросли – на 8,5%.
В целом на протяжении января-марта пассажирские перевозки осуществляли целых 24 отечественных авиакомпании. При этом доля четырех ведущих пассажирских авиаперевозчиков – «Международные авиалинии Украины», «Авиалинии «ВиззЭйрУкраина», «ЮТейрУкраина» и «Роза ветров» – в общих объемах I квартала составила почти 90%. Важно, что регулярные внутренние пассажирские рейсы между 11 городами Украины на протяжении первых трех месяцев выполняли 5 отечественных авиакомпаний (перевезено почти 200 тыс. пассажиров).
В международном направлении регулярные полеты выполняли 8 украинских авиакомпаний в 29 стран мира – было перевезено 878,6 тыс. пассажиров. И здесь рост к прошлогоднему соответствующему показателю составил 42,3%. Также в/из Украины полеты осуществляли 42 иностранных авиакомпании из 28 стран мира, в частности новые - из ОАЕ «Emiratesairline», греческая «Ellinair» и иранская «TabanAir». За три месяца этими авиакомпаниями перевезено 1 млн. 089,7 тыс. лиц, что на 0,9% меньше против показателей января-марта 2013 года.
Но в целом в украинском туризме к марту месяцу картина начала меняться, что не могло не отразиться на авиаперевозках. Больше чем красноречиво выглядит комментарий одного собственников крупного российского оператора «Натали Турс», который он дал журналистам 18 марта текущего года. Привожу без изменений вопрос и ответ:
- А какова ситуация с туроперейтингом на Украине? У «Натали-Турс» там есть полноценный филиал, поэтому вы должны знать эту ситуацию из первых рук...
- Туроперейтинг на Украине переживает ситуацию ещё более остро: бизнес сейчас фактически там замер. Например, турпоток в ОАЭ нашего киевского филиала раньше состоял на 85% из дешевых туров. Сейчас этот сегмент полностью отвалился. Остались лишь те клиенты, у кого много денег – очевидно, что эти люди просто хотят переждать смуту заграницей. Кстати, из-за такого резкого падения турпотока наш партнер – авиакомпания FlyDubai, уже с апреля существенно сокращает свои регулярные рейсы из Киева в Дубай.
К этому процитируем министра инфраструктуры Украины Максима Бурбака, по заявлению для украинской прессы: «Некоторые внутренние рейсы прекращаются. Прежде всего это рейсы к Симферополю, Луганску, Донецку. Это предопределено в частности политической ситуацией, и как следствие экономически авиакомпаниям тяжело. Например, сокращает рейсы «Ютейр», отказывается от направлений «ВиззЕйр», но заходят и новые перевозчики. Уверенный, после стабилизации ситуации в стране, полеты полностью возобновятся».
Как значится в комментарии от «ВиззЕйрУкраина», политическая ситуация повлияла следующим образом: «Сначала иностранные пассажиры перестали бронировать билеты. В определенный момент некоторые правительства обнародовали на своих сайтах сообщение, в котором не рекомендовали своим гражданам поездки в Украину. Кроме того, и сами украинцы сократили объемы бронирования. И это логично. Когда люди не понимают, что завтра произойдет с их городом, их домами, их семьями, им становится не до путешествий. Соответственно, сильнее всего ситуация ударила по Донецку. Ощутили это и в Киеве, а также и во Львове».
В результате авиапервозчик был вынужден принять соответствующие меры. Он снизил предложение на направлениях из Киева и Донецка, перенес открытие базы во Львове. Хотя Донецк-Кутаиси сохранился. Из Киева компания приостановила рейсы в Дубай, с мая приостановлены рейсы в Софию и Вильнюс, из Харькова – в Кутаиси. А из Львова было перенесено открытие 6 новых рейсов до тех пор, пока ситуация в стране не восстановится.
Другой перевозчик – «ЮТейрУкраина» также заметно сократил программу регулярных полетов. В частности, 11 мая авиаперевозчик прекращает полеты между Киевом и Львовом (а ведь ранее авиакомпания собиралась сократить частоты полетов по этому маршруту с двух до одного рейса в день). До этого компания приостановила полеты в Харьков, Луганск, Одессу и по международным направлениям. То есть, «ЮТейрУкраина» теперь будет летать только из Киева в Донецк (при условии, что ситуация в донецком аэропорту будет оставаться стабильной), и сосредоточится на чартерах и рейсах по код-шеринговым соглашениям (совместная эксплуатации рейса с материнской авиакомпанией ЮТэйр) в Москву из Киева и Львова.
Компания также не собирается сокращать флот, который состоит из трех самолетов Boeing 737-800, одного Boeing 737-500, пяти ATR 72-500 и трех CRJ 200 (планируют вывести из флота, в рамках модернизации парка).
В тоже время ПАО «АК Днеправиа», с учетом стабильности в Днепропетровке, принимал активные действия для запуска рейса на Баку. Была проведена на эту тему конференция в столице Азербайджана с участием Директора по коммерческим и административным вопросам авиакомпании Днеправиа Сергея Посылаева, официального представителя авиакомпании в Азербайджане Азиза Алиева (ООО «Реформ»), а также Заместителя Посла Украины в Азербайджане Рустама Рустамова.
Планируется, что рейсы сообщением Днепропетровск-Баку-Днепропетровск будут выполняться по с 17 мая субботам: вылет из Днепропетровска в 10:15, вылет из Баку в 15:45. При положительной динамике спроса возможно увеличение частоты выполнения рейсов до 2 раз в неделю с вводом рейсов по вторникам. Время в полете – 2 часа 30 минут. Стоимость билетов на данный рейс составит около $350 туда и обратно.
Начинает проявляться и другая тенденция – авиакомпании запускают рейсы из аэропортов в городах, которые не являются базовыми для них. Например, «Авиалинии Харькова» в сотрудничестве с туроператором Pegas Touristik открыла новое чартерное направление. Начиная с 3 мая и до конца летнего сезона 2014 года «Авиалинии Харькова» теперь будут летать по маршруту Одесса – Анталия – Одесса. Перелеты выполняются на комфортабельном лайнере Boeing-738. Первоначальная регулярность полетов - два раза в неделю, по средам и субботам. Вылет из Одессы – в 10.45. Время в пути – 2 часа. Кроме нового направления, в предстоящем летнем сезоне «Авиалинии Харькова» будут выполнять традиционные чартерные рейсы из Киева и других городов страны в Турцию (Анталия) и Египет
В условиях сложившего кризиса в более выигрышей ситуации будет находится МАУ, ориентированной на транзитный поток. Но об этой компании поговорим в следующих материалах.