Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:


Сын медника
3 сентября 1875 года в семье знаменитого богемского медника (чеканщика) Антона Порше в городе Либерец родился сын – Фердинанд. Отец мальчика слыл в Чехии превосходным мастером своего дела. Надеясь, что мальчуган пойдет по его стопам, отец с самого раннего детства передавал ему тайны ремесла. В 16 лет юноша всерьез заинтересовался электротехникой.
По окончании университета, в 1898 году, молодой конструктор пробует свои силы во главе конструкторского бюро на Венском автомобильном заводе «Лонер». Семь лет упорного труда принесли свои плоды. Первая самостоятельная работа (мотор-колесо для электромобиля) сразу же принесла 24-летнему инженеру успех и известность. Почувствовав в себе силы и уверенность, Порше в 1906-м становится главным конструктором на фирме «Аустро-Даймлер».
В 1909 году, в год рождения его сына (кстати, тоже Фердинанда), Порше стартовал в ралли «Пробег имени принца Генриха Прусского» за рулем спортивного «Аустро-Даймлера» собственной конструкции. Занятое им почетное второе место не удовлетворило его самолюбие. Через год он на более совершенной модели пришел к финишу первым.
Дальнейшая деятельность Фердинанда Порше прослеживается в фирме «Даймлер-Бенц», где на посту главного конструктора он основное внимание уделяет разработке и усовершенствованию компрессорных двигателей как для серийных, так и для гоночных машин. Первым спроектированным автомобилем на новом месте был «Мерседес» тип 360, который сразу же стал пользоваться успехом у людей весьма большого достатка.

Доктор технических наук
В промышленных кругах личность Фердинанда Порше получила широкую известность, благодаря чему в 1924 году техническая академия в Штудтгарте в честь признания заслуг изобретателя присвоила ему звание доктора технических наук – «гонорис кауза» (то есть по совокупности научно-исследовательских работ).
Накопив большой практический опыт, Фердинанд Порше 25 апреля 1931 года, в 56 лет, решает основать собственное независимое конструкторское бюро. Первый шаг к своей мечте был сделан. Завоеванный авторитет сыграл свою роль в получении престижных заказов. Фирма «Цюн-дапп» пожелала, чтобы доктор и профессор Порше разработал для нее малолитражку, а фирма «Ванде-рер» – двигатель к легковому автомобилю.
В 1932 году Фердинанд побывал по приглашению в Советском Союзе: совершил большую ознакомительную поездку, посетил все центры советского автомобилестроения тех лет. По окончании, уже в Москве, правительство СССР предложило ему пост главного конструктора, обширную власть и привилегии. Но Порше отказался. И, как оказалось,
на то были свои причины. После возвращения из необычного турне он становится главным конструктором фирмы «Ауто-Юнион», где у него рождается идея совершенно нового гоночного автомобиля. С 1934 по 1937 годы эта машина установила множество рекордов на гоночных трассах Европы.
В 1934 году Порше направил в Министерство транспорта Германии предложение о производстве «народного автомобиля» (Volkswagen).

Злой гений Порше
Многие сегодня не знают, что в далеком 1939 году самый свободный журнал Time в самой демократической стране назвал Гитлера «человеком 1938 года». Мир еще не знал, что такое газовая камера. А тогда, пришедший к власти Адольф Гитлер увидел в идее Порше очень выгодный пропагандистский ход, и уже позднее, осенью 1935-го, первые машины-прототипы появились на дорогах Германии.
Спустя год Порше получает заказ на планирование целого завода по производству «Фольксвагенов». Наряду с этим было еще целое множество заказов, так что ему пришлось переехать в 1938-м в центр Штудтгарта, где уже существовала небольшая фабрика по разработке прототипов. Но, к сожалению, выросший за полтора года завод начал выпуск в 1940 году не «народных автомобилей», а армейских машин «KDF» (крафт дурх фройде – «сила через радость»). До 1945 года предприятие выпускало полноприводные джипы «Кюбельваген» модели «82», командирские машины «Командова-ген» – «87» и амфибии «Швиммваген» – «166».
Все производство работало на фронт. Во время войны Порше со своим конструкторским бюро принимал активное участие и в выпуске «оружия смерти». Совместно с конструкторами Э.Андерсом (фирма «Хенкель»), Гроте, Гареком и другими не менее талантливыми людьми в производство пошли танки «Тигр» и «Пантера» (1942 г.), самоходное орудие «Фердинанд» (1943 г.). В 1944-м появились более тяжелые модели: «Королевский Тигр» и «Ягд-тигр». Правда, была еще одна экспериментальная машина – 170-тонный танк «Маус» («мышонок»). Но ни ей, ни вышеперечисленным не суждено было стать главной в жизни Порше.

Время мира
После окончания войны Порше из-за своего военного прошлого попал в категорию неблагонадежных. В 1947 году, отсидев 22 месяца в заключении - отработав на заводе Renault простым инженером, - профессор возвращается в Австрию. По пути домой Порше побывал в Штудтгарте. Весть о том, что его любимое детище - «Фольксваген жук» - начали выпускать, он встретил с огромным удовольствием. Но, к сожалению, на заводе в Вольфсбурге был уже свой штат конструкторов, и услуги Порше не требовались.
Вернувшись на родину, куда в 1945-м его сын перевез отцовскую фирму, Порше принимает участие в создании собственного спортивного автомобиля. Опыт поиска, начатый еще в конце 30-х, увенчался успехом. В 1948 году из ворот маленькой мастерской выехал первый «Порше-356», разработанный его сыном и преемником Фердинандом Порше-младшим.
3 сентября 1950 года Фердинанду Порше-старшему исполнилось 75 лет. Подарком ко дню рождения стал обновленный «Порше-356 Купе», представитель зарождающегося класса спортивных машин.
30 января 1951 года Порше, перенёсший инсульт, скончался. Полнота власти в фирме перешла к его сыну Ферри.
 

назад >>>